Дефицит, каковы его основные причины?


 

Трудности с поставками затрагивают многие отрасли промышленности. Часто их объясняют восстановлением экономики после кризиса COVID-19. Что это означает на практике?

 

 

Вот уже несколько месяцев один дефицит сменяет другой, влияя на цепочки поставок.

 

 

После спада, вызванного пандемией, темпы восстановления экономики застали многие отрасли врасплох, и они столкнулись с нехваткой сырья. Но причина не только в этом.

 

 

Нарушение морских перевозок

 

Когда пандемия охватила Азию, а затем Европу и США, объемы мировой торговли упали и рынок морских перевозок перестроился. Перевозчики сокращали флот, в портах скапливались пустые контейнеры, падало их производство, а за ним и предложение

 

При подъеме спрос стимулируется ростом электронной коммерции, поддержанной накоплениями домохозяйств и дистанционных работников. Хотя онлайн-заказы в основном касаются оборудования, собираемого в Азии, перевозчики из предосторожности постепенно восстанавливают все связи, что приводит к нехватке контейнеров. При этом ускорить производство контейнеров невозможно.

 

К нехватке контейнеров прибавляется перегруженность портов. Отсутствие синхронизации между восстановлением экономики и дефицитом портовых рабочих и грузоперевозчиков приводит к накоплению задержек в портах и эффекту домино: росту цен и увеличению задержек, что мы наблюдаем ежедневно в течение нескольких месяцев.

 

Сильный удар по сырьевой отрасли

 

 

Нехватка сырья и компонентов вызвала мировой кризис, затрагивающий все отрасли от строительства и пищевой промышленности до автомобилестроения. Древесина, алюминий, сталь, пластмассы — вот лишь некоторые примеры дефицитных материалов.

 

Нехватка древесины вызвана сразу несколькими причинами. Планы стимулирования экономики привели к росту спроса, особенно в США.

 

В Европе требования сокращения выбросов углерода увеличивают потребность в строительной древесине, а домохозяйства вкладывают больше средств в ремонт домов в период изоляции

 

. Помимо экономических причин, есть геополитические: на фоне введенного Дональдом Трампом налога на древесину из Канады, американские компании сосредотачиваются на европейских поставках.

 

Поскольку китайские и американские игроки готовы платить за европейскую древесину больше, цены растут, а сроки поставок увеличиваются. Это влияет на стоимость и доступность грузовых поддонов.

 

Дефицит стали также увеличивается из-за устойчивого спроса со стороны Китая и Америки и остановки сталелитейных заводов, которые сейчас пытаются наверстать упущенное. Но это не должно скрывать от нас более долгосрочные причины, такие как истощение ресурсов или их неравномерное распределение в мире.

 

В ближайшем будущем доступность стальной тары может снизиться, что повлияет на сроки поставки и цены на технические среды в бочках и канистрах.

 

Особый случай полупроводников

 

Мировой рынок полупроводников переживает беспрецедентную ситуацию, которая больше напоминает технологическую войну крупных промышленных держав.

 

Полупроводники, миниатюрные компоненты электрических схем, используются в миллиардах электронных устройств. Компании, обладающие технологиями, ноу-хау и бюджетом для производства микросхем такого типа, есть лишь в немногих странах.

 

В результате, когда промышленность больше не может производить и, следовательно, экспортировать продукцию, восстановление экономики страны отчасти сильно затрудняется.

 

Поэтому Германия, Франция и еще 14 европейских стран совместно работают над решением этой проблемы, затрагивающей их суверенитет.

 

Режим изоляции привел к взрывному росту спроса на компьютерное оборудование. С появлением технологии 5G производители решили сосредоточиться на секторе телефонии в ущерб, например, автомобильному сектору. В нашей сфере, в частности, увеличились сроки поставки датчиков утечки.

 

Многочисленные причины дефицита должны побудить участников наших отраслей к тесному сотрудничеству и упреждающим действиям. В наше время дефицита сырья как никогда важны экономия, повторное использование и переработка.